Cбалансированный разгон

Рассказать друзьям:

Stradale в переводе с итальянского означает дорожный. Таким словом Maserati традиционно выделяет самые скоростные свои модели, фактически кольцевые болиды, адаптированные для трасс общего пользования. Но GranTurismo MC Stradale пытается балансировать на грани, отделяющей аскетичный мир гонок от свойственного элитным купе налета роскоши. Создатели этого суперкара уверены: ради скорости жертвовать привычным комфортом вовсе не обязательно.

ПЕРВОЕ, что видишь, попав за руль итальянского купе – показной лоск и подчеркнуто изысканную отделку. В глаза бросаются крупная контрастная строчка передней панели, обшитой кожей и алькантарой; стильный хронограф с фирменным трезубцем на циферблате; карбоновые накладки, лоснящиеся в лучах утреннего солнца… Исправно гонит прохладу двухзонный климат-контроль... На крупном дисплее курсор отмечает на карте мое местоположение... Все это оборудование больше характерно для комфортабельного седана, нежели для экстремального купе, снискавшего лавры самого быстрого автомобиля марки Maserati. Ведь до него ни одна из моделей итальянской фирмы не могла преодолеть рубеж в 300 км/ч.

В салоне GranTurismo MC Stradale – показной лоск и подчеркнуто изысканная отделка.

Если не брать в расчет роскошный интерьер, то GranTurismo MC Stradale весьма близок к болидам, подготовленным по требованиям класса GT4 кольцевых автогонок. Даже внешне очень похож. Поэтому он вполне уместно смотрится на пит-лайне трека Varano de’ Melegari.

Опциональные четырехточечные ремни безопасности прочно фиксируют человека в карбоновом кресле, полностью исключая смещение тела под действием боковых перегрузок.

Перекомпоновка

ЩЕЛЧОК замка четырехточечного ремня безопасности срабатывает как переключатель сознания – теперь на все модные примочки просто перестаешь обращать внимание. Взгляд прикован к стартовому светофору, тело, плотно прижатое к жестким углепластиковым креслам-ковшам, приготовилось к перегрузкам. Я чувствую, что этот Maserati действительно способен на что-то очень серьезное.

Но, словно прочитав мои мысли, сидящий рядом инструктор остужает пыл:

– Не спеши давить на газ, сначала почувствуй, каким плавным может быть GranTurismo MC Stradale. Уникальность этой машины в том, что она, хоть и создана по всем канонам трековых моделей, практически не ущемляет владельца в комфорте. Чтобы ездить быстро, вовсе не обязательно отказываться от привычных вещей. Ну, разве что от задних сидений, – итальянец с улыбкой похлопал ладонью по стальной трубе каркаса безопасности.

Режим Race (гонка), активирующий боевые настройки, – отличительная особенность версии MC Stradale. У других GranTurismo такой кнопки нет.

Следуя совету, аккуратно нажимаю на педаль. Maserati плавно и чинно трогается с места, достаточно быстро набирает скорость… Но в итоге получается как в той пословице про двух зайцев. Все-таки совместить во многом противоречивые качества итальянцам до конца не удалось. В отличие от базового GranTurismo версия MC Stradale (как и модификация S) построена по так называемой схеме transaxle: шестиступенчатая роботизированная трансмиссия фирмы Graziano (она легче, чем традиционный автомат) расположена у задней оси и сблокирована с главной передачей. Это позволило добиться неплохой развесовки – на ведущие колеса приходится 52% массы. Кроме того, возрастает общая жесткость конструкции, поскольку двигатель и коробка связаны силовой трубой, внутри которой проходит карданный вал. Для спортивной машины решения очевидные, но у робота есть особенность: в обычном автоматическом режиме он выдерживает при смене ступеней столь значительные паузы, что машина периодически клюет носом, заставляя пассажиров проделывать то же самое. Понятно, что о высоком ходовом комфорте в данном случае речи не идет.

Задних сидений у MC Stradale нет, вместо них может быть установлен каркас безопасности.

Удлиненные подрулевые лепестки в этом автомобиле – вещь необходимая, так как максимально быстро переключать передачи можно только с их помощью.

Вдобавок трансмиссионная электроника не слишком заботится об оборотах мотора, в то время как форсированный 4,7-литровый V8 выдает свои 450 л.с. на почти предельных 7.100 об/мин и на низах откровенно не тянет, лишая купе ожидаемой динамики.

За счет ряда специальных мер инженерам Maserati удалось облегчить машину на внушительные 110 кг.

Гоночный алгоритм

ВИДИМО, инструктору и самому надоело бить поклоны на протяжении целого круга, поэтому на мою попытку нажать кнопку Sport он отреагировал лишь благосклонным кивком. Так немного лучше – Maserati, смачно бухнув выхлопом, скинул на передачу вниз, подняв обороты мотора в активную зону, и стал живее реагировать на мои команды. И все же истинный свой характер MC Stradale открыл лишь тогда, когда на дисплее борткомпьютера загорелась надпись Race – это привилегия данной модели, таких настроек у других версий GranTurismo нет.

Компоновка у GranTurismo MC Stradale практически гоночная. V8 сдвинут за передний мост, робот сблокирован с главной передачей – это позволило обеспечить распределение масс по осям в пропорции 48:52.

Фактически вспомогательная электроника устранилась от процесса управления – система стабилизации расширила рамки дозволенных скольжений, а роботизированная коробка, по сути, превратилась в механическую секвентальную. Теперь я сам меняю передачи при помощи подрулевых лепестков. Да и двигатель наконец задышал полной грудью, в прямом смысле этого слова. Специальные клапаны стали направлять поток выхлопных газов в обход глушителей, наполнив округу истошным ревом.

Карбоно-керамические тормоза обеспечивают максимальную эффективность при высоком нагреве, что весьма кстати на треке.

Тем временем секторы на шкале виртуального тахометра загорелись тревожным красным светом – обороты близки к предельным. Короткий импульс правым лепестком на себя, и машина содрогается всем корпусом от жесткого удара. Это робот достиг апогея своих возможностей. Отныне он не включает, а буквально вколачивает передачи – всего за 60 миллисекунд. Даже Иван Капелли, бывший формульный гонщик, а ныне наставник в школе экстремального вождения Maserati, признался, что не смог бы делать это быстрее.

Двигатель и трансмиссия связаны силовой трубой – это повышает общую жесткость конструкции. Хорошо видны патрубки системы выпуска, направляющие газы в обход глушителей в режиме Race.

Привыкая к трассе, постепенно наращиваю скорость. Этому способствует и модифицированный аэродинамический обвес, который серьезно увеличил прижимную силу. Так, на задней оси при скорости 200 км/ч она выросла в 1,5 раза. Правда, теперь повышенная нагрузка выпала и на тормоза, гасить скорость перед входом в вираж приходится интенсивнее. Но с нагревом они только увеличили свою эффективность – GranTurismo MC Stradale оснащен усиленным главным тормозным цилиндром и карбоно-керамическими механизмами Brembo, которые проявляют свои главные качества именно при высокой температуре. Позднее мои субъективные ощущения подтвердились паспортными характеристиками: тормозной путь со 100 км/ч у MC Stradale сократился на 6% по сравнению с версией S. К тому же Maserati способен эффективно тормозить двигателем – не надо несколько раз щелкать левым подрулевым рычагом, чтобы понизить передачу. Достаточно подержать его немного, и коробка сама начнет сбрасывать ступени, сопровождая процесс характерной мортирной отсечкой.

Ходовая часть тоже модернизирована. Увеличенный до 2,5 см диаметр переднего стабилизатора поперечной устойчивости; пониженный на 1 см спереди и на 1,2 см сзади дорожный просвет; а также на 8% более жесткие пружины и измененные углы установки колес призваны уменьшить раскачку и повысить точность управления в особенно сложных режимах, например, при перекладке с одной траектории на другую в связке поворотов.

Эффект действительно заметен – организаторы предоставили возможность сравнить поведение MC Stradale с GranTurismo S Automatic. Эта машина и кренится сильнее, и скользить начинает раньше. Однако и MC Stradale не идеален. Для модели с выраженными спортивными амбициями у купе достаточно мягкая подвеска. Даже при наезде на высокий поребрик его не сильно трясет. А усилитель руля трудится так усердно, что порой нащупываешь траекторию скорее интуитивно. В общем, скорость прохождения виражей оказалась ниже, чем можно было ожидать.

И все это – следствие попыток сделать купе одновременно плавным и быстрым.

Надо отдать должное итальянцам – у них это получилось...

Юрий УРЮКОВ,
фото автора и Maserati

Источник: Клаксон